Щебень для дорожных работ делится на множество разновидностей. Материал отличается по характеристикам и фракциям. Для создания прочных и надежных дорог учитывается, какой будет трафик транспортных средств, какая вибрационная и статическая нагрузка предстоит.
Характеристики щебня для дорогПри выборе материала учитывают основные параметры:
• Морозостойкость. Материал F100 выдерживает до 100 циклов замораживания и размораживания. Самыми лучшими параметрами для дорожного полотна обладают серпентинит, гранит, диорит. Их морозостойкость находится на уровне F300-F400.
• Прочность. Одними из самых прочных являются марки М1200-М1400. Таким параметрам отвечает гранит, габбро и амфиболит. Для обычных дорог подойдет вариант с прочностью от М800 до М1000.
• Истираемость. Определяется стойкость поверхности к динамическим нагрузкам. Чем показатель ниже, тем более продолжительное время будет служить покрытие. Если трафик на дорогах невысокий, подойдет истираемость на уровне И2-И3. Для трасс с интенсивным движением преимущественно применяют материал И1.
• Лещадность или форма зерен. Одними из лучших параметров обладает кубовидный щебень. Это зерна с практически одинаковой шириной и длиной. При выборе нужно ориентироваться на материал с минимальным количеством игловидных и плоских зерен.
Еще один важный фактор – содержание зерен слабых пород и глинистых частиц. Если имеются частицы с меньшей плотностью, они будут разрушаться при высоких динамических и статических нагрузках. Сокращается период эксплуатации всего покрытия. При наличии пылевидных и глинистых частиц образуется каменная пыль, которая практически не слипается с битумом. Это также влияет негативно на готовое асфальтобетонное покрытие.
Особенности выбора щебняДля грунтовых дорог также важен щебень. Подобные дорожные полотна создают в некоторых сельских местностях, при организации подъездов к карьерам, стройкам, частным домам. Применяется около 7 видов пород, которые делятся на 17 фракций. Возможны различные варианты применения – габбро 5-10, 20-80 или 80-120 мм, гранит 5-25,20-40, 20-70 или 40-70 мм, мрамор 20-40 или 40-70 мм.
Асфальтированное дорожное полотно представляет собой сложное конструктивное решение из нескольких слоев разных материалов. Полноценное покрытие без щебня устроить не получится. При создании асфальта этот материал становится основным слоем, обеспечивающим стабильность всего дорожного полотна. Для разных этапов возведения дороги используется щебень нескольких фракций. При выборе гранита используют размеры 5-10, 5-20 и 20-40 мм. В некоторых случаях применяется габбро с аналогичными фракциями. Для асфальтовых дорог не используют серпентинит, ведь он отличается повышенной лещадностью.
Для железных дорог выбирают наиболее прочный щебень. Это связано с передвижением тяжелых составов, значительной вибрацией. Балластный слой щебня используется для стабилизации рельсов. Материал должен быть морозостойким, прочным, с низкой лещадностью и истираемостью. Подойдет гранит с фракциями 25-60 или амфиболит 40-120 мм.
Таким образом, при выборе щебня учитывается тип самой дороги, которая может быть грунтовой, асфальтированной или железнодорожной. Принимают во внимание характеристики самого материала, включая форму, прочность и морозостойкость, а также состав.