Активное развитие рынка дистанционной торговли через Интернет привело к многократному росту числа продавцов, успешно реализующих свои товары через маркетплейсы. Это крупные электронные торговые площадки, играющие роль посредника при взаимодействии с покупателем, взимающие за это определенную плату в виде комиссий, а со своей стороны, предоставляющие информационную поддержку, огромную аудиторию и рекламу. Ярким примером такого сайта является маркетплейс Ozon – здесь количество активных и платежеспособных потенциальных покупателей исчисляется миллионами.
За что Озон берет комиссию с продавца и почему? С помощью нее площадка компенсирует собственные затраты на оказываемые посреднические услуги. Вот основные направления для взимания разного рода
комиссии Ozon с селлеров:
• процент от стоимости заказа;
• плата за услуги торгового эквайринга;
• комиссия за доставку товара заказчику;
• штрафы за отмены и возвраты;
• оплата за дополнительное обслуживание.
К дополнительным услугам Ozon относятся статус Premium, более удобный гибкий график выплат, собственная курьерская служба. На размер комиссионных сборов влияют множество факторов, в том числе категория, в которой торгуется та или иная продукция продавца. Самый минимальный процент распространяется на смартфоны и планшеты, компьютеры и ноутбуки, бытовую технику и электронику, приборы для медицины и здоровья. Больше всего комиссии на аксессуары, товары для взрослых, книжную продукцию.
Комиссия Ozon за доставку и возврат заказа может отличаться в зависимости от выбранного продавцом способа сотрудничества. После расчета платы за услуги и их вычета оставшаяся сумма выручки зачисляется на указанный компанией или индивидуальным предпринимателем расчетный счет. В случае если поступления меньше величины имеющейся задолженности, продавец получает счет для оплаты, с которым можно ознакомиться в разделе сообщений.
Размер комиссионного сбора считается от установленной продавцом цены товара с учетом скидок. Проценты взимаются только с успешно завершенных операций, то есть, оформленных и полученных конечным клиентом покупок – необходимую сумму маркетплейс снимает автоматически. Актуальная информация о списаниях ежедневно поступает в личный кабинет.
Комиссия снимается с товаров со статусом «доставлен», если покупатель возвращает заказ, тариф не удерживается. Также берутся проценты с продавца за пользование услугами эквайринга, что составляет не более полутора процентов от стоимости товара. Чтобы узнать про актуальные комиссии Ozon в зависимости от товарной категории, выполняются следующие действия:
• Авторизация в личном кабинете.
• Переход в раздел товаров и цен.
• Выбор категории и подкатегории.
В случае, если необходимая категория для продажи товара отсутствует, с продавца взимается фиксированная комиссия за каждую сделку в размере 10%. При этом всегда имеется возможность инициализации запроса на добавление нужного раздела путем отправления соответствующего письма на рассмотрение технической поддержке. В любом случае, независимо от выбранной модели работы, продавцы на Ozon обязаны оплачивать:
• проценты с успешных продаж;
• комиссию за услуги доставки;
• штрафы за отмены и возвраты;
• тарифы за дополнительные услуги.
Комиссионный сбор не взимается в случае отмены оформленного заказа по вине технического сбоя электронной торговой площадки, при отсутствии своевременной сборки заказа на складе маркетплейса, или при превышении срока доставки в 3 недели при условии, что услуга по транспортировке товара до покупателя оказывается силами Ozon. Все комиссии и штрафы рассчитываются автоматически, оставшаяся сумма начисляется на указанный счет продавца.