6 класс. 13. Водоросли. Одноклеточные водоросли

Тема: Водоросли. Одноклеточные водоросли.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока.

У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис  грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

Слайд 2 [Вставить анимацию: изображение бурой водоросли макроцистис грушеносный.]

Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

Слайд 3 [Вставить анимацию: изображение хлореллы.]

Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают  среди снежных водорослей.

http://www.origo.hu/i/1206/20120602-bakteriumok-genetika-mesterseges-elet-a.jpg http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Arkticheskaya_vodorosl_sderjivaet_tayanie_ldov.jpg

Слайд 4 [Вставить анимацию: водоросли в геотермальных источниках, в арктических льдах.]

1. Актуализация знаний.

1. Ботаник - это…..

ПАУЗА В ВИДЕО

(наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений)

ПАУЗА В ВИДЕО

2.Почему  без растений невозможна жизнь на нашей планете?

(являются источником кислорода)

ПАУЗА В ВИДЕО

3.От чего зависит распространение растений?

ПАУЗА В ВИДЕО

( - От климата. От количества осадков.- От почвы.- От температуры воздуха. -От влажности).

ПАУЗА В ВИДЕО

4. На какие две группы делятся растения?

(высшие и низшие)

Слайд 5 [Вставить анимацию: вопросы, вариант ответа.]

Вопросы  показывать поочередно затем  правильный вариант ответа

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и  жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.

Ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли  -  первые  растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные  наземные растения произошли от древних водорослей.

Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу?

Общая характеристика водорослей

1.  Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.

2.  В природе существует около 30 тысяч водорослей.

3.   Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.

4.   Относятся к низшим растениям.

5.   Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

6 .  Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.

7 . Самые древние растения на Земле.

8.  Способность к фотосинтезу.

Слайд 6 [Вставить анимацию: общая характеристика водорослей.]

Ребята вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариумах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Что же вызывает «цветение» воды? В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок.

Слайд 7 [Вставить анимацию: изображение цветения воды.]

Сейчас ребята мы с вами познакомимся с особенностями внешнего и внутреннего строения одноклеточных водорослей на примере хламидомонады и хлореллы.

Во время цветения мелких луж или водоёмов в воде чаще всего встречается одноклеточная  водоросль хламидомонада.

Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль грушевидной формы. На её переднем вытянутом конце находятся два жгутика, с помощью которых водоросль передвигается.  Это, несомненно, черта, родственная животным организмам. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находятся цитоплазма, ядро и крупный чашевидный хлоропласт. У водорослей хлоропласты называют ещё хроматофорами. Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придает зеленую окраску всей клетке.

В передней части клетки расположены красный светочувствительный глазок и пульсирующие вакуоли. Светочувствительный глазок воспринимает свет, и с помощью жгутиков хламидомонада движется в сторону освещённого места.

Пульсирующие вакуоли служат для выделения избытка воды. Хламидомонада может питаться не только продуктами фотосинтеза, но и готовыми органическими веществами, поглощая их всей поверхностью клетки.

Слайд 8 [Вставить анимацию: изображение хламидомонады.]

Ещё одна одноклеточная зелёная водоросль – хлорелла широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах, а также на стволах деревьев, где скопления хлореллы и других одноклеточных водорослей заметны в виде зелёного налёта.

Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение хлореллы.]

Снаружи шаровидная клетка хлореллы покрыта оболочкой, под оболочкой  находятся цитоплазма, ядро, крупный хроматофор, придающий всей клетке зелёную окраску. Фотосинтез у этой водоросли идёт очень интенсивно. Она способна выделять много кислорода и давать большое количество органического вещества.

Какие способы размножения вам известны?

Хламидомонада имеет два способа размножения – бесполый и половой. Хлорелла размножается только бесполым путём. Как же происходит бесполое размножение у хламидомонады и хлореллы.

При бесполом размножении в благоприятных условиях летом хламидомонада останавливается и теряет жгутики. Ее содержимое делиться на 2, 4, а иногда и восемь клеток. Каждая из клеток вырабатывает жгутики и покрывается собственной оболочкой. Под оболочкой материнской клетки образуется несколько клеток  -спор, предназначенных для размножения и расселения .Споры, снабженные жгутиками, называются зооспорами. Споры хламидомонады имеют жгутики и способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, у хламидомонады бесполое размножение происходит при помощи спор. Споры, после разрыва оболочки материнской клетки, выплывают в воду в виде маленьких хламидомонад. Проплавав в воде некоторое время, клетки дорастают до размеров материнской и приступают к бесполому размножению.

Слайд 10 [Вставить анимацию: бесполое размножение хламидомонады.]

Хлорелла размножается бесполым путем также как хламидомонада.

Слайд 11 [Вставить анимацию: бесполое размножение хлореллы.]

При наступлении неблагоприятных условий для жизни (похолодание, пересыхание водоёма) наступает половое размножение хламидомонады. В материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы. Они выходят из оболочки материнской клетки и сливаются попарно с гаметами других особей хламидомонады, в результате чего образуется зигота, покрытая плотной оболочкой. При наступлении благоприятных условий зигота делиться и из неё образуется 4 хламидомонады.

4.Физкультурная пауза.

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.

Слайд 12 [Вставить анимацию: физкульминтуки.]

Лабораторная работа:« Изучение строения зелёных водорослей».

1.Рассмотрите  внимательнее внешнее и внутреннее строение водоросли      хламидомонады и хлореллы.

Слайд 13 [Вставить анимацию: изображение хламидомонады и хлореллы внутреннее и внешнее строение.]

2.Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на      форму и окраску хроматофора.

3.Зарисуйте клетку хламидомонады и подпишите названия ее частей.

Слайд 14 [Вставить анимацию: изображение клетки хламидоманады.]

4. Зарисуйте клетку хлореллы и подпишите названия её частей.

Слайд 15 [Вставить анимацию: изображение клетки хлореллы.]

5. Чем по внешнему и внутреннему строению отличаются хлорелла и  хламидомонада?

6.Сделайте вывод - что общего у одноклеточных водорослей  с зелеными        цветковыми растениями и каково их самое главное отличие.

5.Закрепление знаний.

Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные.

1. Все растущие в воде растения  - водоросли.

2. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (коре деревьев, почве).

3. Одноклеточная водоросль хламидомонада хорошо видна невооруженным       глазом.

4. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.

5. Оболочка хламидомонады имеет зелёную окраску.

6. Хламидомонада питается  как зелёное растение - образует органические вещества из неорганических, используя солнечный свет.

7. При наступлении неблагоприятных условий хламидомонада образует гаметы.

8. Хлорелла  имеет жгутики.

9. Хлорелла может поглощать из воды растворённые в ней органические вещества.

10. Водоросли – древнейшие представители растительного мира.

11. Большинство водорослей – автотрофы.

12. Хлорелла имеет светочувствительный красный «глазок»;

13. Хламидомонада имеет жгутики для передвижения в воде;

14. Хламидомонада  способна к фотосинтезу;

15. Хлорелла имеет шарообразную форму;

16. Хламидомонада  - обитает на коре деревьев;

17. Хлорелла окрашивает воду в зеленый  цвет;

18.В клетке хлореллы содержится хроматофор;

19.Хламидомонада имеет грушевидную форму с заостренным концом;

20.Клетка хлореллы имеет цитоплазму и ядро;

21.Хлорелла одноклеточная водоросль;

22. Хламидомонада  - многоклеточная водоросль;

Слайд 16  [Вставить анимацию: утверждения .]

Правильные ответы выделить. Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

1.

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

•

Слайд 17 [Вставить анимацию: рефлексия.]

7.Подведение итогов.

Урок окончен! Спасибо за внимание!

Слайд 18 [Вставить анимацию.]